Как снять байк/скутер/мотоцикл/автомобиль в Гоа
В этой статье мы рассмотрим, стоит ли арендовать транспорт в Гоа. Для кого есть смысл это делать, а кому лучше не подвергать себя риску. Какие есть особенности и подводные камни при аренде транспорта, как это правильно сделать, как снять хороший байк и не переплатить лишнего. Какие документы понадобятся от вас, а какие нужно спрашивать у владельца. Также вкратце рассмотрим особенности дорог Гоа, какие опасности могут ожидать и как обстоят дела с заправками и парковками.
Оглавление.
- Зачем снимать, что с такси и общественным транспортом
- Что лучше – скутер, мотоцикл, автомобиль или велосипед
- Что с правами и другими документами
- Где найти, как снять дешевле, может хозяин дома/отеля сдает?
- Нужно ли торговаться?
- На что обращать внимание при аренде
- Как снять
- Где заправляться
- Парковки
- Опасности дороги, левостороннее, все сигналят
- Тук-туки и рикши
- Автобусы и грузовики
- Kоровы
- Собаки
- Змеи
- Угон и воровство
- Аварии и ДТП
- А что если купить байк?
Зачем снимать, что с такси и общественным транспортом.
Таксисты держатся за свой хлеб, особенно в Северном Гоа и не пускают новые технологии, типа uber или goa-miles, поэтому цены будут достаточно дорогие. Если вы на неделю-другую, то обычно это приемлемо, но на более длительный срок обычно ищут альтернативные варианты.
Общественный транспорт есть, но ходит он достаточно редко и без точного расписания. Если вы видите местных жителей, которые стоят возле дороги и чего-то ждут, то скорее всего это остановка, к ним можно подойти и сказать куда вам нужно, они радостно закивают и скажут что можно ждать тут. Утром и вечером автобус ходит чуть чаще, днем реже, но все равно можно ждать минут 40-60. Но есть тут неоспоримое преимущество – это цена поездки.
Что лучше – скутер, мотоцикл, автомобиль или велосипед.
Да, некоторые снимают велосипед или даже покупают его. Что может быть лучше чем получить легкую нагрузочку в жаркий полдень, зато аренда копеечная и не нужно оплачивать бензин.
Скутеры и мотоциклы, пожалуй, самый популярный вид транспорта. Преимущества очевидны:
- доставка точно из пункта А в пункт Б, пешком до остановки идти не нужно, ждать не нужно
- не широкий, легко вписаться на узких дорогах
- потребление топлива очень низкое
- естественная вентиляция, кондиционер не нужен, но голову все же может напечь -)
- можно ехать вдвоем, а с нарушениями – и втроем и больше
Недостатки тоже есть конечно же:
- в случае аварии травмы могут быть очень серьезные
- нужно одевать шлем
- на длительные расстояния ехать некомфортно, быстро устаешь
Аварии к сожалению встречаются, как у новичков, так и у опытных водителей, поэтому тут совет один – ехать медленно, осторожно и с трезвой головой. Чаще всего аварии случаются если нарушать эти советы.
Если сравнивать скутер и мотоцикл то отличия есть. У скутера более маленькие колеса, но зато есть вместительный багажник спереди и не нужно переключать передачи. У мотоцикла же более удобная посадка, меньше ощущаются неровности дороги, он более удобен для длительных путешествий, но часто нету багажника. Те, у кого есть категория А, обычно предпочитают мотоциклы.
Теперь рассмотрим автомобиль. Если вас более двух человек, допустим семья с детьми, то это отличный вариант. Преимущества очевидны:
- удобное кресло
- вместительность и багажник
- есть кондиционер
- удобно на длительные расстояния
- безопасность, более надежная защита в случае ДТП
Недостатки тоже есть конечно же:
- более высокая цена
- большой расход топлива
- достаточно широкое транспортное средство для местных дорог
Слегка остановимся на последнем пункте. Дороги в Индии, особенно если это не шоссе, очень узкие, и машины часто разъезжаются в сантиметре между зеркалами. Скорость обычно небольшая и больше опасаться стоит мелких царапин, чем столкновений. В Дели, например, много машин вообще исцарапаны все по бокам, часто цепляются зеркалами, поэтому нужно обладать навыками маневрирования в узком пространстве. Учитывайте также, что это будет другой автомобиль, к которому вы еще не привыкли. Именно поэтому в Индии много маленьких машин, как в ширину, так и в длину.
С другой же стороны, по этим же дорогам ездят автобусы и огромные грузовики, а если они могут, то чем мы хуже? Просто разъезжаемся аккуратно, но маленькой скорости.
Что с правами и другими документами.
Права нужны, международного образца, но не все тут так строго. Умельцы торговаться откупаются символическими суммами в 300-500 рупий, или же заказывают себе "сувенирные" права в телеграмме, которые полицейскому сложно проверить. Я же рекомендую снимать транспортное средство на которое у вас открыта категория и сделать международные права, но показывать можно копию. На скутер, кстати, нужна категория А.
Какие еще документы нужны. Когда снимаете транспортное средство должна быть страховка (insurance) и сертификат загрязнение окружающей среды (pollution certificate). Если их нет, то это повод скинуть цену за аренду или лучше попросить хозяина оформить все нужные документы. Хотя, эти документы полиция не спрашивает обычно, только если хотят докопаться.
Также достаточно важную роль играет номерной знак. Скорее всего вам будут предлагать либо обычный номер – черные буквы на белом фоне (белые номера), либо ТС для аренды – желтые буквы на черном фоне (черные номера). Второй вариант больше нравится полиции, они сразу видят что это ТС для аренды, если же это "белый" номер, то могут спросить "снимаешь что ли"? " – А белые номера нельзя сдавать в аренду, сейчас мы конфискуем твой байк пока хозяин не оплатит штраф". Тут обычно отвечают что "не, друг дал покататься". Вообще полиция может давить и запугивать достаточно сильно, но чаще всего это просто шоу и намек на пожертвование. Кстати, индийские туристы, в отличии от иностранцев, чаще снимают "черные" номера, но такое ТС обычно стоит чуть дороже, так как владелец платит каждый год небольшой налог за это.
Еще есть "желтые" номера – черный текст на желтом фоне, это означает такси, и такое ТС не будут сдавать.
Еще есть "зеленые" номера – это электротранспорт, и да, их становится все больше. Тут также есть обычные – белые буквы на зеленом фоне, и для аренды – желтые буквы на зеленом фоне.
Где найти, как снять дешевле, может хозяин дома/отеля сдает?
Есть два варианта как найти ТС.
- Найти в группах в telegram
- Искать самостоятельно
Да, если вы снимаете дом или живете в отеле, можно спросить у хозяина. Но не ждите что будет большой выбор. Но вы можете взять ТС на день-два и на нем уже поискать вариант получше.
Как искать самостоятельно. Особенность Гоа в том, что баннеры и объявления на дорогах почти никто не вешает. Есть такая шутка, что у местных жителей совершенно другой подход – они идут в храм и там молятся чтобы бог послал им туриста, который бы снял у них жилье или байк. И туристы вынуждены делать именно так. Подъезжать к каждому дому и спрашивать. Причем не нужно бояться мелких тропинок и страшных зданий вокруг, чаще именно там можно найти новенький байк по хорошей цене.
Есть районы/деревни в Гоа, где цены на жилье и транспорт будут дороже, поэтому можно съездить в соседний поселок и поискать там.
Цена за аренду может сильно зависеть от срока аренды, так, если снимать на месяц или несколько месяцев, цена будет в несколько раз ниже, чем если снимать по дням. Это достаточно весомый фактор и лучше называть максимальный срок на который вы планируете снимать. В ответ владелец может значительно скинуть цену, но попросить оплатить вперед на несколько месяцев, тут уж как договоритесь.
Нужно ли торговаться?
В отличии от России, торг здесь обычно любят. Можно запросто скидывать цену если арендуете на длительный срок, есть дефекты, или не в порядке документы. Узнайте цены в группах в telegram на данную модель ТС и будете примерно ориентироваться по ценам и, скорее всего, найдете дешевле.
На что обращать внимание при аренде
Самое главное – это возраст транспортного средства и пробег. Новый байк всегда будет легче в управлении, подвеска будет лучше, тормоза хорошие, двигатель работает плавно и тихо, выхлоп прозрачный и внешний вид – сияющий и привлекательный.
Менее 20000 км в принципе нормальный пробег, но учитывайте, что одометр могут подкрутить.
Как еще можно отличить новый байк? Посмотрите на все запчасти, часть из них могут быть новые, а часть нет – значит был серьезный ремонт. Сколько царапин, насколько сохранилось лакокрасочное покрытие. Загляните под низ байка, много ли там ржавчины.
Также нужно обязательно проверить глубину протектора шин, если протектор стерся в средней части шины – это уже опасно, нужно как минимум попросить заменить шину.
Насколько легко заводится? Сильно ли "тарахтит" и вибрирует двигатель?
Проверьте насколько хорошо работают тормоза, все ли лампочки зажигаются.
Насколько хорошо светит передняя фара. На новых моделях уже ставят LED лампочки и свет намного лучше. Работает ли спидометр и индикатор топлива.
Если снимаете мотоцикл – насколько хорошо работает сцепление и переключение передач.
Перед тем как снимать, нужно обязательно взять и проехать пару минут, проверьте тормоза, не ведет ли скутер влево или вправо. Если байк ведет в сторону, даже слегка – это верный признак, что он побывал в аварии и скользил на боку, от таких лучше держаться подальше.
Шлем обычно дают вместе с байком, его нужно примерить, убедиться что он подходит и застегивается. Шлем по размеру также можно купить, он стоит достаточно недорого.
Как снять
Обычно это очень просто. Оплачиваете оговоренную сумму и можно ехать. Иногда просят залог. Это можно понять, в случае ДТП владелец транспорта будет покрывать ремонт из этой суммы, также это некая гарантия, что байк ему вернут, а не оставят неизвестно где. Но очень часто можно снять без всякого залога, иногда можно просто показать где вы живете и оставить свои контакты. Паспорт в качестве залога на Гоа обычно не просят, но вы можете заранее сделать копию своего загранпаспорта и дать ее, чтобы у владельца было хоть что-то, что снизит его волнения и переживания -)
Не лишним будет и заснять видео байка по кругу на наличие вмятин или царапин, причем делать это лучше в присутствии владельца.
Вообще всегда нужно снимать байк у владельца. Даже если вы договорились с посредником, переговорите все вместе с владельцем байка, чтобы он был в курсе цены и сроков, т.к. в будущем может возникнуть много казусов.
Убедитесь что взяли контакты владельца и можно ехать.
Где заправляться
Как где? На заправках. Они отмечены на карте в приложениях по запросу Petrol pump или Petrol station. Но есть еще один способ: в некоторых поселках нет заправок и там продают бензин в бутылках. Если едете вдоль дороги и увидите желтые литровые бутылки, то это он. Цена обычно выше на 10% - 20% и нет гарантии, что бензин не разбавлен, но все равно это вариант! Тем более что иногда, чтобы съездить заправиться, нужно потратить пол литра бензина.
Если внезапно закончился бензин посреди дороги, то нужно поймать любого попутчика на байке, сказать что нужна petrol bottle, прыгнуть на заднее сидение и доехать до заветной бутылки, купить ее, взять с собой и обратно доехать на другом.
Парковки
По большей части парковок нет, а это значит что байк можно оставлять где угодно и платить за это не нужно. Но все же убедитесь что никому не загородили выезд. Также в некоторых местах парковки запрещены, но не знаками, а местными жителями, поэтому если других байков нет, можно уточнить – можно ли тут парковаться. Иногда все же, в крупных поселках и городах можно встретить знаки, что парковка только для двухколесных или для четырехколесных.
Но в городах и некоторых туристических местах платные парковки все же есть. Понять это будет просто, к вам тут же подбегут, спросят оплату и дадут билетик. Оплата парковки может быть разная, но обычно это что-то вроде 10 рупий за байк и 50 за автомобиль, и да, это не за час, а за все время парковки.
Опасности дороги, левостороннее, все сигналят.
Да, движение левостороннее, нужно ехать с левой стороны дороги. И поначалу можно путать, особенно сворачивая на дорогу, где никого нет, пока вдруг кто-то не поедет по "встречке" еще и нагло сигналя. Это нужно держать в голове, но привыкнете очень быстро. Также учитывайте, что обгонять можно только справа.
В отличии от России, в Индии сигналят все, и кажется что без всякого повода. В на самом деле поводов бывает несколько:
- если кого-то обгоняют, то предупреждают об этом. Бывает что зеркал заднего вида нет, или они не настроены, или же попросту в них никто не смотрит, поэтому предупреждают сигналом. Более того, практически на всех грузовиках и автобусах есть надпись "please horn".
- перед поворотом с ограниченной видимостью или горкой также предупреждают сигналом.
- когда хотят чтобы им уступили дорогу – также сигналят, или же просто от недовольства от пробки на перекрестке.
- когда увидели знакомого и здороваются.
Как видите, в основном это означает, что водитель хочет чтобы его заметили и учитывали его интересы.
Вам тоже нужно будет предупреждать других водителей о своем присутствии сигналом, хотя бы при обгоне.
Дороги в Индии, если не рассматривать шоссе, достаточно отличаются:
- они более узкие
- более извилистые
- много speedbreaker-ов – лежачих полицейских
- знаков и светофоров почти нет
- намного больше двухколесного транспорта
Если не рассматривать крупные города, то светофоры только появляются, и водители вообще, бывает, игнорируют их. Поэтому часто на перекрестках устанавливают speedbreaker'ы, и они отлично справляются со своей задачей – водители замедляют скорость и больше смотрят по сторонам на опасных участках. Если добавить к этому узкие и извилистые дороги, то можно догадаться, что в целом скорость на дорогах будет достаточно небольшая, что в на самом деле можно считать плюсом с точки зрения безопасности. Пробки же возникают достаточно редко и обычно это связано с тем, что, на обочинах паркуется много байков и, например, двум грузовикам разъехаться бывает сложно, а тут еще все хотят их объехать по встречке.